Экология
№ недели |
СЕНТЯБРЬ |
Цель и задачи наблюдений |
СЕНТЯБРЬ 1. |
1. Дары природы (сравнительный рассказ об овощах и фруктах) |
способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах на основе сенсорного обследования; развитию представления о среде обитания: сад – огород; накоплению эмоционально-положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей и фруктов; прививать трудолюбие. |
2. |
«Гуляем по лугу» (беседа о травянистых растениях (ромашка, трава) |
способствовать формированию представлений о травянистых растениях, о связи потребностей растений с условиями; воспитанию интереса к растениям, желанию узнавать, как они себя чувствуют, как влияют на них сезонные изменения, и заботиться о них; прививать желание заботиться о растениях. |
3. |
"Куда исчезают насекомые. (беседа) |
способствовать формированию общих представлений о насекомых (тело состоит из трех основных частей – голова, брюшко, имеют шесть ног); развитию представлений о приспосабливаемости насекомых к сезонным изменениям; развитию познавательного интереса к природе, уметь видеть и радоваться красоте всего живущего на земле; учить детей проявлять заботу о насекомых, защищать их. |
4. |
«Кто такая рыбка» |
способствовать освоению детьми представлений о рыбке: особенностях ее внешнего вида (плавники – красивые, длинные, свисающие, туловище округлое, вытянутое, приплюснутое с боков) и поведения (плавают медленно, в разных направлениях); развитию деятельности наблюдения: выделять признаки внешнего вида, пользоваться моделью при рассмотрении рыбки, отражать результаты наблюдений в точном слове; накоплению эмоционально-положительного отношения к рыбке, радоваться при наблюдении за рыбкой, любоваться ее красотой; стремиться сохранять ее живой и здоровой. |
ОКТЯБРЬ 5. |
«Кому нужна вода» |
способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимости беречь водопроводную воду; порассуждать с детьми над проблемой, почему так мало чистой воды остается на земле. |
6. |
«Как помочь растению |
способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага); появлению стремления пожалеть растение, действенно ему помочь; развитию умения поливать растения, используя при этом модель трудового процесса; применению знаний о растении как живом существе (растению для жизни нужна вода); установлению связи между состоянием растения и его потребностью во влаге; учить трудовым навыкам по уходу за комнатными растениями. |
7. |
.Деревья и кустарники на участке детского сада. |
способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы |
8. |
«Какие разные птицы» |
способствовать развитию у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, местах обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию сравнения по признакам, закрепленным в модели, умению использовать модель в качестве плана рассказа; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам. |
НОЯБРЬ 9. |
«Где живут дикие звери» |
способствовать формированию представлений детей о диких зверях (белке и еже), их внешнем виде, повадках, среде обитания, сезонных изменениях, подготовке к зиме; развивать любознательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи. |
10 |
«Как живут домашние животные» |
способствовать формированию представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, повадках, среде обитания; пониманию роли человека в уходе за домашними животными; развивать любознательность, желание ухаживать за животными. |
11 |
«Почему болят зубы» |
способствовать расширению знаний детей о зубах и их функциях; привитию гигиенических навыков: полоскать рот после еды, чистить зубы; воспитывать элементарные валеологические представления, стремление заботиться о зубах. |
12 |
«Осень золотая» |
обобщить представления детей об осени как времени года, ее существенных признаках; активизировать деятельность наблюдения, развивать навыки сравнения основных осенних явлений; познавательный интерес к природе, эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы. |
13 |
«Какие разные деревья» |
способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях: особенности строения и части деревьев – корень, ствол, ветки; освоению умений рассказывать последовательно, связно, говорить при этом внятно, громко; формировать умения составлять сравнительные рассказы |
14 |
«Птицы» (беседа с использованием моделей (вороны, сороки, синицы, снегири) |
способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию умения сравнивать по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать чувство заботы о птицах. |
ЯНВАРЬ 15 |
«Комнатные растения» |
: создать условия для представления детей о комнатных растениях как живых организмах, о частях растений (корень, стебель, листья, цветок), о потребностях (свет, тепло, влага); для сравнения двух комнатных растении и способа удаления пыли с листьев; для развития деятельности наблюдения, используя модель и обследовательские действия; для поддержания интереса дошкольников к комнатным растениям и желания за ними ухаживать; побудить детей к разведению; побудить детей к разведению и уходу за растениями в домашних условиях. |
16 |
3. «Хвойные деревья сосна» |
. способствовать развитию представлений детей о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении, месте обитания; воспитывать желание защиты и сохранения окружающей среды. |
ФЕВРАЛЬ 17 |
. «Почему мишка перепутал черепаху с камнем» |
создать условия для обогащения представлений детей о черепахе как живом существе: она чувствует (слышит, видит, передвигается, ест, дышит, умеет защищаться от врагов), о характерных признаках ее внешнего вида и особенностях поведения (небольшая, тело покрыто панцирем, в котором есть отверстие для головы, четырех ног и хвоста, покрытых толстой кожей. Черепаха тяжелая, медлительная, неповоротливая, прячется в панцирь); для развития деятельности наблюдения: последовательно решать познавательную задачу, используя обследовательские действия, сравнивать, выделять наглядно представленные признаки живого; для поддержания интереса дошкольников к проявлениям жизни черепахи, желания наблюдать за нею, развития умения общаться, не боясь ее; воспитывать эмпатию к слабым и заботу о них. |
«Органы дыхания человека» |
создать условия для ознакомления детей с органами дыхания: дать понятие о том, как воздух путешествует по организму; для закрепления знаний о том, что полезно и вредно для органов дыхания; для формирования культурно-гигиенических навыков; приучать к профилактическим мероприятиям здорового образа жизни и заботе о своем здоровье |
|
3. Стекло и металл |
Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. |
|
МАРТ |
В гостях у Веснянки |
Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. |
2.! |
Береги живое |
Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей. |
3.Резина и пластмасса |
Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет |
|
АПРЕЛЬ |
1.Насекомые - наши помощники |
Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. |
Наблюдение за деревьями |
Познакомить с яркими особенностями весеннего дерева учить различать 2-3 дерева по листьям -почкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением). Воспитывать эстетические чувства. |
|
Земля- мой дом |
Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими |
|
МАЙ |
1.Экологическая тропинка |
Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке) Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев) |
.Человек - живой организм |
Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. |
|
. Бумага, древесина, ткань |
Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки. |
Программа занятий
Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Экология в прямом смысле слова – это знания о Доме. Изменится ли к лучшему деятельность человека на планете, если у него не будет необходимых знаний. Дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста. Изучив разделы по экологии в программах воспитания и обучения детей в детском саду: "Детство", "Радуга", "Развитие", "Истоки" и программы экологической направленности: "Наш дом - природа", "Юный эколог". За основу была взята программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой, направлена на формирование начал и решения вопросов экологической культуры у детей двух - шести лет в условиях детского сада. В нашем дошкольном учреждении занятия по экологическому воспитанию практикуется не первый год. Педагоги считают, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то любознательность не угаснет в дальнейшем. Для этого в ДОУ созданы соответствующие условия с использованием современных информационно-коммуникативных технологий по экологическому воспитанию. Мультимедийные презентации помогают расширить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице, "Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”. В современном мире нельзя обойтись без информационных технологий, это дает качество образовательного процесса. Вариативность занятий с использованием интерактивной и мультимедийного оборудования, позволяет в ДОУ не только в увлекательно привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязь животных и растений. Использование информационных технологий способны передать ребенку последовательность выполнения, эксперимента, дидактической игры «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус». Позволяет, не только привлечь внимание детей;
- уточняет представления детей о свойствах и качествах объектов природы;
- развивает наблюдательность, внимание, память. Тем самым улучшить качество непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию.
Основная цель: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Для достижения поставленной цели и результата, ставятся следующие задачи.
1.1. Задачи
Образовательные:
- внедрить в образовательный процесс ИКТ о направленных на формирование экологической культуры дошкольников через проектную деятельность;
- научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
- научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;
- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
Развивающие:
- обогатить развивающую предметно-пространственную среду, направленную на формирование познавательно-исследовательскую деятельность детей среднего дошкольного возраста;
- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Воспитательные:
- воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.
- воспитывать в детях уверенность в своих силах.
Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Экология в прямом смысле слова – это знания о Доме. Изменится ли к лучшему деятельность человека на планете, если у него не будет необходимых знаний. Дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста. Изучив разделы по экологии в программах воспитания и обучения детей в детском саду: "Детство", "Радуга", "Развитие", "Истоки" и программы экологической направленности: "Наш дом - природа", "Юный эколог". За основу была взята программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой, направлена на формирование начал и решения вопросов экологической культуры у детей двух - шести лет в условиях детского сада. В нашем дошкольном учреждении занятия по экологическому воспитанию практикуется не первый год. Педагоги считают, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то любознательность не угаснет в дальнейшем. Для этого в ДОУ созданы соответствующие условия с использованием современных информационно-коммуникативных технологий по экологическому воспитанию. Мультимедийные презентации помогают расширить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице, "Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”. В современном мире нельзя обойтись без информационных технологий, это дает качество образовательного процесса. Вариативность занятий с использованием интерактивной и мультимедийного оборудования, позволяет в ДОУ не только в увлекательно привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязь животных и растений. Использование информационных технологий способны передать ребенку последовательность выполнения, эксперимента, дидактической игры «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус». Позволяет, не только привлечь внимание детей;
- уточняет представления детей о свойствах и качествах объектов природы;
- развивает наблюдательность, внимание, память. Тем самым улучшить качество непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию.
-
Основная цель: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Для достижения поставленной цели и результата, ставятся следующие задачи.
1.1. Задачи
Образовательные:
- внедрить в образовательный процесс ИКТ о направленных на формирование экологической культуры дошкольников через проектную деятельность;
- научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
- научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы используя правила безопасности;
- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
- воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
-
Развивающие:
- обогатить развивающую предметно-пространственную среду, направленную на формирование познавательно-исследовательскую деятельность детей среднего дошкольного возраста;
- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
-
Воспитательные:
- воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.
- воспитывать в детях уверенность в своих силах.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника